Ленинград-Сталинград: мы памяти верны
Проект концентрируется вокруг 8-ми музейных мотивов - 8-ми тем, определивших основные разделы выставки.

1. Реликвии и истории моей семьи, связанные с войной и блокадой.
2. Уникальные экспонаты музеев ОУ, связанные с блокадой.
3. «У войны не детское, не женское лицо…».
4. Игрушки, которые помогли пережить блокаду.
5. Люди: войны, герои, освободители.
6. Мирные минуты на войне: какими они были.
7. Интервью с ветераном-блокадником.
8. Победа! Материалы семейных архивов, школьных музеев и наш взгляд.

Все разделы, кроме последнего, имеют обобщающий стенд, объединяющий опыты школьных музейных исследований в области сохранения памяти о Великой Отечественной войне и блокаде. Элементы, представленные на сайте - интерактивные, предполагающие взаимодействие для всех тех, кто желает подробнее узнать об экспонатах школьных музейных пространств и интенсивной деятельности музейных активов.
Последний раздел представляет собой компиляцию результатов творческого осмысления школьниками темы войны, блокады и, конечно, великой Победы.

Представленные материалы - лишь скромный срез огромного пласта накопленных и систематизируемых школьниками-музееведами сведений, который всегда готов и открыт к дополнениям.

»

Реликвии и истории моей семьи, связанные с войной и блокадой
Великая Отечественная война затронула практически каждую семью нашей огромной страны. Школьники ведут интенсивную работу в архивах, по крупицам собирая данные, восстанавливают фотографии и составляют собственную героическую летопись своей семьи.
Об экспонатах
«Героическая история семьи Петряковых»
Петрова Мария, ученица 5 «Б» ГБОУ СОШ №516 Невского района Санкт-Петербурга
"... Занимаясь исследовательской работой, я почувствовала свою сопричастность к истории моей страны, поняла, что история моей семьи и история моей страны тесно взаимосвязаны друг с другом, а сила мощь армии складывалась из отдельных личностей. Память народа хранит историю своего Отечества, которая складывается из отдельных историй рядовых и сержантов, офицеров и генералов, принимавших участие в той далекой войне. Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. Я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. И пока хоть один потомок ветерана Великой Отечественной войны будет жить, история к его прадеду, прапрадеду, будет интересна последующим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о прапрадедушках не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний. Моя исследовательская работа будет Словом Памяти моим близким и родным, ведь жизнь каждого из них – пример беззаветного служения Родине."


Отрывок из исследовательской работы
М. Петровой.

С полной версией можно ознакомиться здесь или по qr-коду на стенде.

»
Уникальные экспонаты музеев образовательных учреждений
Каждый школьный музей обладает особенными экспонатами, хранящими уникальные истории о событиях и о жизни людей осажденного города в годы Великой Отечественной войны. Нередко эти артефакты являются свидетельством мужества, стойкости духа и неугасаемой веры в светлое, мирное будущее.
Об экспонатах
«Блокадный альбом для рисования Имы Ивановой 1942 год, 1943 год»
Музей «Живая история» ГБОУ школа №516 Невского района Санкт-Петербурга
Альбом с рисунками десятилетней ленинградской школьницы Имы Ивановой, сделанными ею в 1942-1943 годах уникален по своему содержанию... В нём нет ни одного рисунка сделанного в чёрно-серых тонах, отражающего ужасы окружающих ребёнка событий (голода, обстрелов и бомбёжек, уничтожения города), а есть только мир и спокойствие.

Все рисунки этого альбома отражают душевное состояние юной жительницы блокадного города, иллюстрируя несгибаемую волю к жизни и непоколебимую веру в победу над фашизмом. Има рисовала, чтобы отвлечься от мыслей о голоде и холоде. Именно любовь к рисованию помогла ей выжить.

Семья Имы жила в центре Ленинграда на Мытнинской улице. В 1941 году девочке исполнилось 10 лет. Она ходила в школу, занималась в изостудии. В самом начале войны отец был мобилизован на фронт, мама круглосуточно работала связисткой на Ленинградском главпочтамте. Эвакуироваться семья не смогла. Всю блокаду Има прожила в городе, испытав все ужасы того страшного времени.

В работе осмыслены рисунки Имы. Рисунок «Старый воробей», созданный 13 января 1942 года, иллюстрирует как старый воробей отстаивает свой дом, прогоняя молодую птицу, которая хочет захватить обжитое место. Как будто сама Има, как коренной житель Ленинграда, защищает свой дом – Ленинград от посягательств немецких захватчиков. Иллюстрация выполнена простым карандашом. Это показывает нам психологическое состояние автора рисунка в самые суровые месяцы блокады.

Рисунок «Прокатный цех» 3 апреля 42 года», сделан в одном из цехов блокадного города. Можно предположить, что Има побывала там и изобразила увиденное в рисунке. Эта работа также выполнена в темных тонах. Но, кроме темного цвета в ней присутствует красный - цвет огня. Он как бы символизирует - город жив, город работает, город непобедим.

«Слон», 12 апреля 42 года», вероятно, напоминает нам историю слонихи Бетти из ленинградского зоосада, ставшей жертвой бомбежки в 1941 году. Бетти умерла в расцвете своих слоновьх лет: 35. На рисунке Имы Бетти ожила, она на свободе среди зеленых деревьев на фоне рассвета. Это дает надежду на спасение города и его жителей от смерти.

На рисунке «Городская улица» Има изобразила свою родную улицу. Она пустынна. Но по дыму, идущему из труб, мы понимаем, что город жив: он трудится, чтобы победить злейшего врага-фашизм. Следует заметить, что на улице нет разрушений, нанесенных вражескими снарядами. Этим Има показывает, что все старания фашистов уничтожить город бесполезны, они не сломили ленинградцев. Изображение зеленого дерева - олицетворение жизни, розоватое небо - выражение радости от прорыва блокады.


«Деревня», 5 февраля 43 года». Возможно, Има своим рисунком выражает надежду, что для нее и ее родного города наступит лучшее время, когда они выйдут из своих промерзших квартир и смогут поехать на дачу, в деревню.

Важно отметить, что на рисунках Имы изображена мирная жизнь города. Има не рисует боевые действия и разрушенный город. Несмотря на все ужасы блокады Има осталась чистым сердцем ребенком, не падает духом и верит в скорое освобождение от мучений.

Все рисунки этого альбома отражают душевное состояние жительницы блокадного города, иллюстрируя несгибаемую волю к жизни и непоколебимую веру в победу над фашизмом. Има рисовала, чтобы отвлечься от мыслей о голоде и холоде. Именно любовь к рисованию помогла ей выжить.

«История 331-й школы» А. И. Терехова
Музей «История школы» ГБОУ школа №331 Невского района Санкт-Петербурга
Андрей Иванович Терехов в военные и послевоенные годы был учителем математики в школе №331. Именно благодаря его воспоминаниям удалось восстановить историю школы того времени. В местном музее бережно хранят описание как будто мирных будней учащихся в непростое время.

"...но даже в таких условиях было решено устроить ребятам новогодний праздник. 6 января 1942 года именно в нашей школе прошла районная новогодняя ёлка, во время которой детям раздавали подарки - привезённые по Дороге жизни мандарины."

"...наша школа прошла через огромные испытания. В ней учились и работали поистине сильные духом люди. Именно благодаря таким людям наш город выстоял и не сдался в годы Великой Отечественной войны."

Отрывки из эссе Тытюка Ивана, ученика ГБОУ школы №331. С полной версией можно ознакомиться здесь или по qr-коду на стенде.


История школы №331 тщательно исследуется её учениками и презентуется в самых разных аспектах на многочисленных краеведческих и патриотических конкурсах. О наиболее трудном, кризисном периоде образовательного учреждения в годы Великой Отечественной войны ученицей, начинающим экскурсоводом Казаковой Викторией подготовлена экскурсия «Самый тяжёлый год» (331 школа в 1941-1942 учебном году). С материалами можно ознакомиться здесь.

Салфетка для старшей сестры
Музей «История школы на Куракиной даче» ГБОУ школа №328 с углуб. изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Салфетка поступила в фонды музея от Галины Михайловны Эстриной - учителя школы № 328. Салфетка принадлежала родственникам Галины Михайловны по отцовской линии.

Во время блокады две сестры – Белла и Мария были эвакуированы в Сибирь (г. Ишим, Тюменской области.) Там и была вышита эта салфетка.

Из Ленинграда в далекую Сибирь были эвакуированы две сестры: Мария и Белла. Белла была старше на 3 года и ее в 1944 г. призвали в армию.
Провожая старшую сестру, Маша очень переживала…И решила вышить сестре салфетку. На ней дата и текст:
19 октября 44 г.
Сибирь
Далекий тыл
Годы жестокой войны
Кровавых переживаний
Дарю тебе Белла салфетку для воспоминаний
Маня

Бэлла Ганкина, 1947 г.

Маня - так ласково называла Белла свою младшую сестренку. Отдавая сестре салфетку, Маня сказала: «Чтобы с тобой не случилось, береги эту салфетку! Мы встретимся с тобой, когда закончится война в Ленинграде!» Белла осталась жива, и они встретились в Ленинграде…

Всю жизнь Белла берегла эту салфетку. Перед самой смертью передала ее своей внучатой племяннице – Галине Михайловне. Учительница английского языка – Галина Михайловна Эстрина передала эту салфетку в музей школы.
Об экспонатах
«Я Вам пишу из Ленинграда…»
Блокадные открытки семьи Егоровых из Ленинграда в эвакуацию и обратно (1943 г.)
Музейно-экспозиционный комплекс «История особого Ленинградского партизанского отряда В.Б. Савченко и боевого пути 224-ой Краснознаменной Гатчинской стрелковой дивизии» ГБОУ школа №346 Невского района Санкт-Петербурга
Человеческое общение… Это то, что спасало ленинградцев от отчаяния и давало надежду на жизнь. Именно общение заставляла истощённых ленинградцев идти на другой конец города, чтобы увидеться со своими родственниками или друзьями, помочь им чем-то, возможно самым малым, чем можно было помочь - просто побыть с ним и рядом, приободрить добрым словом или просто помолчать! Совместное молчание иногда продлевало людям жизни…

Отдельной частью общения горожан в блокадное время была почтовая переписка… Переписка… Что же в ней такого значимого может быть, спросите вы!?

Это современный мир не придаёт большое значение письмам и другим почтовым отправлениям если они существуют не в электронном виде: допотопная скорость доставки обесценивает их содержание.

В те далёкие годы почтовая связь была единственным способом общения на расстоянии со своими родными, близкими и знакомыми… Письмо или открытка – маленький кусочек цветной бумаги гордо именующая себя «почтовой карточкой», доставляемые адресатам несли радость, тепло и свет от далёких родных…

Они доказывали то, что всем врагам назло Ленинград незамкнут в глухое кольцо блокады, а имеет стабильную почтовую связь с большой землёй. Там на большой земле помнят о ленинградцах, борются вместе с ними за прорыв и снятие блокады и ждут от них вестей.

Каждая открытка, каждое письмо, прорвавшие блокадное кольцо – это капли, пробивающие бреши в обороне фашистов, приближающие победу над ним.

Открыток в экспозиции музея 12, их передала в дар дочь партизана Галина Алексеевна Егорова. Все их сюжеты посвящены блокадным будням осаждённого города и составляют часть тематической серии "Ленинград в борьбе", издававшейся в дни войны в нашем городе. Рисунки для этих открыток создавались ведущими художниками города, которые вместе с ним переживали эти суровые годы.

Открытки писали друг другу в 1943 году члены семьи Егоровых. Отец семейства - Алексей Акиндинович - офицер НКВД, разведчик и партизан, почти всю блокаду пробывший в осаждённом Ленинграде, и его жена Анна Николаевна с дочкой Галиной, которых он сумел отправить в эвакуацию из города в первую блокадную зиму. Есть открытка отправленная А.А. Егоровым своему племяннику Николаю.

Тексты открытки полны нежности любви… Муж интересуется жизнью своей семьи, успехами дочери, а жена его здоровьем и делами… Но каждое маленькое послание заканчивается словами о вере в скорую победу над врагом и воссоединение семьи.

«Парадное платье ученицы блокадной школы № 347 Володарского района
Инны Крупиной, сшитое ею на выпускной вечер 1949 года»
Музей «История школы на Куракиной даче» ГБОУ школа №328 с углуб. изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
Девушки Ленинграда всегда считались одними из самых красивых девушек в Советском Союзе. У каждой красивой девушки есть гардероб, который полон разных красивых вещей... Но среди них есть вещи особенные. С ними могут быть связаны важные события в их жизни. Одним из таких событий мог быть школьный выпускной вечер... Именно такое важное платье хранится в фондах музея «История школы на Куракиной даче». Оно сшито руками своей хозяйки Инны Крупиной к выпускному вечеру в женской школе № 347 Володарского района г. Ленинграда, состоявшегося в июне 1949 года.
Это платье девушка хранила всю свою жизнь, так как считала, что её участие в выпускном одним из счастливейших дней в жизни!

Инна Крупина была одной из тех девочек, чьё детство украли война и ленинградская блокада.

В декабре 1943 года их класс как и другие классы 347 школы, чудом избежал гибели при внезапном утреннем немецком обстреле Володарского района.. Один из 420 снарядов, выпущенных в тот день фашистами по району, попал в здание школы и пробил её стены. Чудом никто не пострадал, но само здание оказалось непригодным к дальнейшим занятиям. Занятия прекратились.

Решением Райисполкома школе было предложено занять здание на Куракиной даче. Но приступить к занятиям удалось не сразу, школу надо было не только привести в порядок (это девочки сделали достаточно быстро) надо было каким-то образом доставить в школу мебель и учебные пособия, ведь горючее в блокадном городе было на вес золота. Девочки решили – прокатим парты по снегу, как санки. Сказано, сделано, и одним морозным днем отправился от завода "Большевик" к Куракиной даче необычный обоз: парты были загружены школьными пособиями, географическими картами, стопками книг, а толкали и тянули их худенькие девчушки -"лощадки" от первоклассниц до старшеклассниц.

Одной из таких девочек -"лошадок" была и Инна Крупина. Именно тогда она решила во чтобы-то ни стало дожить до выпускного вечера и одеть на него своё самое красивое платье, которое она сама себе сошьёт. Мечта сбылась и Инна побывала на балу! И ей казалось, что она была самой красивой девочкой на выпускном! Платье-память о том замечательном дне она хранила почти 80 лет!

»

Игрушки, которые помогли пережить блокаду
В годы блокады в городе оставались тысячи детей, чье детство теперь сопровождалось постоянными обстрелами, тревогами, смертью близких и голодом. Своеобразной опорой и поддержкой детям стали периодические школьные занятия и, конечно, любимые игрушки, напоминающие о мире без войны. Игрушки были отдушиной, верными друзьями, но ещё могли буквально спасти жизни своих маленьких хозяев.
Об экспонатах
Кукла, подарившая в блокадную зиму сладости и хлеб
Музей «История школы на Куракиной даче» ГБОУ школа №328 с углуб. изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга
В большой коммунальной квартире на улице Дзержинского (Гороховой) вместе со своими родителями жила была девочка Валя Пиличева и её кукла-"дочка". На каждый новогодний праздник девочка дарила своей кукле подарки -леденец, ломтик хлеба, кусочек картофелины и фантик из-под конфеты, завёрнутые в кулёчек из газетной бумаги.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, а в сентябре -блокада Ленинграда. Отец Вали ушёл на фронт. Мама с дочкой остались одни в большой комнате.

Девочка очень хорошо помнила первую военную новогоднюю ночь 31 декабря 1941 года. На столе лежало несколько кусочков только что полученного хлеба напополам с какой-то трухой, студень, сваренный из клея, два кусочка сахара.

С полной исследовательской работой можно ознакомиться здесь.



Валя Пиличева, 1940 год


Валя с мамой ждали, когда часы пробьют полночь. Тут Валя, вспомнила про свою "дочку"! Она нашла куклу в тумбочке, бережно посадила её на стол! А вместе с куклой нашлись 5 кулечков с подарками! Пять небольших чёрных сухариков, пять леденцов и пять красивых фантиков - показались маме с Валей чудом из другого, уже забытого мира. мира без войны!

Вот так маленькая пластмассовая куколка помогла своей "маме" встретить новый 1942 год, поделившись с ней своими подарками.
Куколку бережно хранили в семье Пиличевых и в 2011 году передали в музей вместе с ещё одним предметом, который не раз спасал от простуды свою хозяйку -Валентину.

Фляга, согревавшая блокадными ночами
Музей «История школы на Куракиной даче» ГБОУ школа №328 с углуб. изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга

В большой коммунальной квартире на улице Дзержинского (Гороховой) вместе со своими родителями жила была девочка Валя Пиличева.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, а в сентябре -блокада Ленинграда. Отец Вали ушёл на фронт. Мама с дочкой остались одни в большой комнате.






Семейной реликвией стала трофейная финская фляжка, которую ещё до войны принёс в дом отец девочки, А.П. Прокофьев, воевавший на этом фронте. Добротно сделанная фляжка с обтяжкой из серого сукна понравилась девочке. она часто с ней играла. Иногда мама Вали использовала флягу как тёплую грелку...

Её, наполненную горячей водой, мама девочки подкладывала ей под ноги, когда та начинала заболевать, Она же защищала в блокаду от возможного обморожения. Предмет из военного обихода в мирной жизни спасал жизнь и здоровье маленького ребёнка.

Игрушки-блокадники: мишка и кукла Аня
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга
Школьный музей получил в дар две игрушки, пережившие всю блокаду и находившиеся в самые тяжелые времена в Ленинграде. Мишка и кукла Аня в годы войны принадлежали семье Курстейн.

"Этот замечательной мишка, которого подарили моей маме Людмиле Васильевне Крустейн в 1941 году накануне Великой Отечественной войны на день её рождения – ей исполнилось тогда 6 лет. Мишка действительно пережил блокадную зиму до 1943 года, когда маму удалось эвакуировать с братом и бабушкой. В 1944 году, когда город освободили, они вернулись обратно в свою комнату в уцелевшем от бомбёжек доме – повезло! И мишка стал снова радовать свою хозяйку. Мама была девочка бережливая, так что мишка достался от мамы нашей дарительнице в 1960 году."


»
«У войны не детское, не женское лицо…»
Великая Отечественная война - страшная трагедия, которая потребовала огромного человеческого ресурса для того, чтобы выжить, чтобы оттеснить врага, чтобы приблизить отчаянно желанный час Победы. Безысходность и стремление помочь простым солдатам вынуждало женщин и детей мобилизовать свои силы, быть мужественными, сильными и не по годам взрослыми.
Об экспонатах
«Девушки с «летучими мышами»
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №330 Невского района Санкт-Петербурга
Один из интересных экспонатов музея истории школы – керосиновая лампа «летучая мышь». В блокадном Ленинграде, в условиях отсутствия тепла и света, керосиновая лампа не раз выручала жителей города. С такими лампами спускались в бомбоубежище, их использовали в больницах, школах и детских садах и обычных квартирах.

Однако этот экспонат – особенный. Эта лампа принадлежала Вере Ивановне Роговой (Миловидовой), которая 22-летней девушкой ушла на фронт, и в тяжелые годы блокады работала регулировщицей на Дороге жизни.

В.И. Рогова (Миловидова) передаёт "летучую мышь" в фонд школьного музея. 2016 год.
О роли 350 ленинградских девушек, призванных на фронт и обеспечивавших бесперебойное функционирование Дороги жизни в годы блокады известно многое. Их самоотверженный труд спас от смерти тысячи ленинградцев, эвакуируемых по ладожскому льду из города на большую землю. Водители их называли "богинями" за то, что при малейшем нарушении ледового полотна дороги они сразу отгораживали своими постами опасный участок и отводили автомобили от опасных участков трассы. В снежный буран, в ясные дни и ночи, при очень низких температурах, хрупкие девушки светом своих керосиновых ламп, называемых «летучая мышь» или взмахами ярко красных флажков, отмечали верный путь колоннам машин, идущим через Ладогу.

В 1986 году в начале Дороги жизни, у станции Ржевка, был установлен памятный знак "Регулировщица", посвящённый подвигу девушек-регулировщиц Дороги жизн.

Несколько раз музееведы школы встречались с Верой Ивановной, она рассказывала, в чем состояла ее работа на Дороге жизни, как проходили ночные дежурства с «керосинками», а в 2016 году передала керосиновую лампу в наш музей, оставив на ней свой автограф.

Все наши встречи - интервью с Верой Ивановной, были записаны на диктофон и составляют бесценный источник информации о блокадной истории нашего города.


Памятный знак "Регулировщица" на 1 километре Дороги жизни у ст. Ржевка.
Жан Филиппов – мальчик из блокадного Ленинграда, который писал стихи
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №513 Невского района Санкт-Петербурга
Когда началась блокада Ленинграда Жану было 8 лет, но с этого времени он начал писать стихи о том, что происходило в Ленинграде, о своём отношении к войне. Этих стихов у нас десятки. Вот некоторые из них:

«Мой папа»
«Мой папа на фронтах дерётся смело, За Родину с оружием в руках.
Он действует винтовкою умело,
Он не погибнет ни в каких боях.
И может он с любым сразиться,
И он умеет рвы копать.
Мой папа пули не боится,
Умеет танки он взрывать.»
29.08.1942

Папа Жана погибнет, защищая Ленинград в 1943 году, от голода умрёт его старший брат Владимир. И только Жан с мамой переживут Блокаду.

Другие стихотворения Жана можно посмотреть здесь или по qr-коду на стенде. Подготовленную музейным активом школы №513 экскурсию можно посмотреть здесь.

Фотография Жана Филиппова

»

Люди: войны, герои, освободители
Победу, великую и долгожданную, принесло не техническое вооружение, а люди, вкладывавшие последние силы в своё дело, чтобы одолеть врага и не подвести товарищей. В школьных музеях
таких героев много, и каждый из них заслуживает внимания. Ученики ежегодно погружаются в биографические исследования, создавая письменные работы и познавательные видеофильмы.
Об экспонатах
«Валентин Петрович Дрозд – человек-легенда»
Музей «Боевой путь эсминца «Стойкий» («Вице-адмирал Дрозд») ГБОУ школа №339 Невского района Санкт-Петербурга
В ГБОУ школе № 339 находится музей, посвященный экипажу боевого эскадренного миноносца, носящего имя «Вице-адмирал Дрозд» (до переименования в 1943 г. «Стойкий») и легендарному вице-адмиралу Валентину Петровичу Дрозду. Исследовательская работа Сениной Кристины «Валентин Петрович Дрозд – человек-легенда» рассказывает о судьбе советского военно-морского офицера, одного из защитников блокадного Ленинграда.

В работе делается вывод, что судьба командующего эскадрой Балтийского флота вице-адмирала В. П. Дрозда – это пример мужества, стойкости, трудолюбия и преданности служения Отечеству. Практическим результатом исследовательской работы является отснятый, совместно с автором, одноименный видеофильм «Валентин Петрович Дрозд – человек-легенда», а также тема экскурсии, проводимая в школьном музее.

С кратким содержанием работы можно ознакомиться здесь или по qr-коду на стенде.

Кроме исследовательской работы, учащиеся школы №339 представили творческое осмысление жизни В.П. Дрозда в виде рисунков.

Валентин Петрович Дрозд
Иванова Дарья "Дорога жизни"
8-2 класс, руководитель Горева Анна Николаевна
Знак Алена «За водой»
5-2 класс, руководитель Зимина Анастасия Владимировна
Мартынова Милана «На Неве»
2-1 класс, руководитель Кузнецова Наталья Викторовна
Козина Кристина «Огонь по врагу»
10-1 класс, руководитель Ермаченко Наталья Николаевна
Алтунина Анастасия «Ленинградский метроном»
9-3 класс, руководитель Рокоссовская Вера Викторовна
Ермакова Елизавета «Тревога»
6-2 класс, руководитель Бернгардт Марина Анатольевна
Николаева Мария «Тревожная ночь»
6-3 класс, руководитель Гочарова Марина Николаевна
Зуева Ульяна «На Неву за водой»
6-1 класс, руководитель Гочарова Марина Николаевна
Казанцева Мария «После обстрела»
6-3 класс, руководитель Гочарова Марина Николаевна
«История и боевой путь эскадренного миноносца Лидер «Ленинград»
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №528 Невского района Санкт-Петербурга
Данный видеоролик создан для участия в виртуальной выставке в рамках реализации межрегионального проекта «Ленинград – Сталинград: мы памяти верны» и рассказывает о истории и боевом пути эскадренного миноносца Лидер «Ленинград». Все экспонаты были когда-то частью Зала боевой славы, основанного еще в советское время, а сегодня именно с этой экспозиции начинается музей «История школы». На этой экспозиции представлены подлинные документы, предметы быта, одежда, фотографии, оружие моряков-балтийцев – участников героической обороны Ленинграда.

Авторами видеоролика являются обучающиеся 5в класса ГБОУ гимназии №528 Невского района Санкт-Петербурга, экскурсоводы школьного музея Бородачева Алевтина, Гордеева Агата, Грефенштейн Полина, Щербатюк Никита, руководитель – заведующий школьным музеем, учитель истории Фабрикова Ирина Викторовна. Видеоролик может быть использован и как самостоятельный продукт для проведения мероприятий по воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.
«Бессмертный экипаж»
Музей «История эскадренного миноносца «Стройный» ГБОУ школа №512 Невского района Санкт-Петербурга
Видеофильм о храбром экипаже эскадренного миноносца «Стройный», чей бессмертный подвиг внес огромный вклад в защиту блокадного города.
Об экспонатах
«Герой Советского Союза В. Ф. Воронов. Парень из школы имени КИМа»
Музей «История школы» ГБОУ школа №327 Невского района Санкт-Петербурга
Виктор Фёдорович Воронов, родился в 1914 году, в Петрограде, в семье мастера Вагонных мастерских Александровского главного механического завода за Невской заставой.

В нашу школу Виктор поступил в 1930 году для продолжения учёбы в старших классах. По воспоминаниям товарищей и родных, Виктор был справедливым, добрым, отзывчивым товарищем, хорошо учился, помогал друзьям, никогда не смеялся над неудачниками, стремился их подбодрить, заставить поверить в свои силы.

Он увлекался спортом, был командиром школьной футбольной команды, которая неоднократно занимала призовые места в соревнованиях разного уровня.

По окончании школы Виктор Воронов поступил в Ленинградский Котлотурбинный техникум, который окончил с отличием. После учебы в техникуме работал техником-конструктором на «Невском заводе имени В.И. Ленина».


В. Ф. Воронов- капитан школьной футбольной команды
По окончании школы Виктор Воронов поступил в Ленинградский Котлотурбинный техникум, который окончил с отличием. После учебы в техникуме работал техником-конструктором на «Невском заводе имени В.И. Ленина».

В это же время он начал заочно учиться в Институте водного транспорта, но закончить его не удалось, так как в 1935 году он, по призыву комсомола, поступил в Чкаловское военное авиационное училище, которое закончил в 1940 году штурманом.
По окончании школы Виктор Воронов поступил в Ленинградский Котлотурбинный техникум, который окончил с отличием. После учебы в техникуме работал техником-конструктором на «Невском заводе имени В.И. Ленина».

В это же время он начал заочно учиться в Институте водного транспорта, но закончить его не удалось, так как в 1935 году он, по призыву комсомола, поступил в Чкаловское военное авиационное училище, которое закончил в 1940 году штурманом.

С июня 1941 года Виктор Воронов на фронте (фото 6).Киев, Орел, Тула, Воронеж, Ростов-на-Дону, Сталинград, Северный Кавказ, Кубань – лишь часть тех мест, где он воевал во время Великой Отечественной войны.

Виктор в совершенстве владел боевым самолетом и при любых погодных условиях водил его на уничтожение военных объектов, живой силы и техники противника. Виктор Воронов лично уничтожил 60 танков и бронемашин, 200 автомашин, 30 вагонов и паровозов, 20 самолетов.

В. Ф. Воронов на фронте
В.Ф.Воронов награжден медалью «Золотая Звезда», двумя орденами Красного Знамени, Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Кавказа», «За освобождение Киева». За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 августа 1943 года Виктору Федоровичу Воронову присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб Виктор Федорович Воронов, освобождая город Зилупе Латвийской ССР 12 июня 1944 году. Свой подбитый самолёт из которого нельзя было уже спастись, он направил на таран немецкой артиллерийской батареи...
Герой и его товарищ - воздушный стрелок Леонид Александрович Урдюков, были похоронены в братской могиле в центре города Зилупе. В 1993 году, по инициативе родственников, прах лётчиков был перенесён в г. Самару.
«Не гаснет памяти свеча»
Музей «История школы» ГБОУ лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга
"...Когда началась война, я была директором 344-й школы. В первый же день войны было созвано собрание директоров в РОНО, где было объявлено срочно освободить школу, в течение 4-х часов, предоставить помещение МПВО. Когда я пришла в школу, все учителя ждали меня, Школьное имущество было перенесено в физкультурный зал и в 2 кабинета физики и химии. На следующий же день мы приступили к рытью траншей и сооружению щелей около школы. И все же 4 ноября начались занятия. Занимались только младшие классы. Старшие были переведены в 331 школу. Занятия проходили в основном в бомбоубежищах, а то и в траншеях парка им. Бабушкина. Но из-за сильных бомбардировок занятия наши продолжались недолго. В феврале 1942 года занятия прекратились.

В этот период началась массовая эвакуация учащихся города Ленинграда, в которой я принимала активной участие: днем составляла списки детей, а ночью мы провожали эшелоны.

Всю блокаду я несла ответственность за законсервированное в школе имущество..."

Из воспоминаний А.Н. Егоровой.

Егорова Апполинария Николаевна, директор школы №344 с 1939 по 1944 годы
«Лев Самсонович Разумовский»: видеофильм
Музейно-образовательный комплекс «ИГРРАЙ!» ГБОУ школа №691 с углубленным изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга "Невская школа"
Авторы: Шестакова Алёна, Керимова Эльмира, Котельникова Светлана
Руководители: Дроздов Евгений Витальевич, Дроздова Людмила Анатольевна
Сюжет: Лев Самсонович Разумовский в юности пережил первую блокадную зиму, в 17 лет ушёл на фронт, получил ранение, потерял левую руку. В 1945 году однорукий 19-летний ветеран поступил в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Лев Разумовский стал скульптором. Всю жизнь он посвятил созданию игрушек. Несмотря на тяжелую юность, Лев Самсонович оставался добрым и жизнерадостным человеком. Игрушки, созданные им, приносили советским детям много радости.

Материалы:
1. Разумовский Л.С. Нас время учило…/ Л.С. Разумовский. – Москва, 2019. – 448 с.
2. Скульптор Лев Разумовский. Документальный фильм. Режиссер А. Слободской. https://www.youtube.com/watch?v=-425dui2cNU

»
Мирные минуты на войне: какими они были
В годы войны и блокады естественным образом царили ужас и страх, проливалась кровь и гибли люди. Тем удивительнее обнаруживать и осмыслять артефакты того времени, несущие совершенно другие эмоции - теплоту, нежность и желание поделиться маленькой радостью.
В тяжелых условиях, в окопах, в голодном городе и холодных квартирах находилось место мирным минутам, житейским переживаниям, и
в них тень войны будто становится меньше.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее

»

Интервью с ветераном (блокадником)
Одной из важных задач в работе школьников по сбору и сохранении материалов по Великой Отечественной войне становятся беседы с участниками уже далеких событий, во время которых ребят по крупицам собирают воспоминания, записывают их и оставляют для потомков.
Интервью с Верой Ивановной Роговой (Миловидовой) – регулировщицей на Дороге жизни
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №330 Невского района Санкт-Петербурга
Учащиеся гимназии №330 Невского района Санкт-Петербурга, желая способствовать сохранению памяти очевидцев о войне и блокаде, совершили визит домой к Вере Ивановне Роговой (Миловидовой). В ходе встречи ребята провели фотосессию с ветераном и с её главной реликвией - лампой "Летучая мышь", а также записи в формате аудио беседы с Верой Ивановной.

Вера Ивановна 22-летней девушкой ушла на фронт, и в тяжелые годы блокады работала регулировщицей на Дороге жизни.

Полный фотоотчет можно найти на официальном сайте образовательного учреждения либо здесь.

С развернутым интервью в видео аудиозаписи можно ознакомиться здесь.



Встреча-интервью с Ириной Алексеевной Зимневой – блокадным ребенком
Музей «История школы» ГБОУ гимназия №330 Невского района Санкт-Петербурга

Осенью 2022 года в гимназии №330 прошла встреча обучающихся 3 «а» класса с Ириной Алексеевной Зимневой – блокадницей. Ирина Алексеевна рассказала о трагедии в Лычково, блокадных днях, а также о кукле, которая спасла ей жизнь в обстрелянном немцами эшелоне с ленинградскими детьми.

Событие было тщательно задокументировано ребятами из актива школьного музея. Подробная фотофиксация встречи позволяет воспроизвести, как оно было. Эти же материалы положили начало деятельности по сохранению воспоминаний Ирины Алексеевны о блокаде и войне.

Полный фотоотчет можно найти на официальном сайте образовательного учреждения либо здесь.

»
Победа! Материалы семейных архивов, школьных музеев и наш взгляд
«Победа!»: взгляд на историческое событие
Музей «Живая история» ГБОУ школа №516 Невского района Санкт-Петербурга
"...В память о своих предках Ксения представила на проект "Ленинград-Сталинград: мы памяти верны" свой рисунок под названием "Победа!". С помощью рисунка Ксения попыталась отразить свое видение победы в войне с фашизмом. На рисунке на фоне чистого голубого неба изображена цветущая яблоня как символ весны и рождения новой жизни. В центре рисунка расположен белый голубь с распахнутыми крыльями - символ мира после победы. В клюве у голубя веточка с зелеными листьями, символизирующая надежду на будущее и продолжение жизни. Рисунок выполнен акварельными красками в яркой цветовой гамме с использованием оттенков теплых цветов: голубого, розового, красного, коричневого. Также использованы белый и зеленый цвет..."

Отрывок из аннотации к рисунку, с полной версией текста можно ознакомиться здесь.

Волкова Ксения, Победа, 1 "А" класс ГБОУ школа №516 Невского района Санкт-Петербурга
«Слез для сердца мало...»: взгляд петербургских школьников на Блокаду
Музей «Истоки, прошлое, настоящее, будущее» ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга
"...Мы знаем много историй про подвиги детей нашего возраста в период Великой Отечественной войны. Дети были партизанами, разведчиками, работали на заводах и на полях, сражались на фронтах наравне со взрослыми.

Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны в судьбе детей связана с историей блокады Ленинграда..."

"...Истории блокадного города дошли до нас в виде дневниковых записей, которые дети вели ежедневно. Самым известным дневником, который был представлен в качестве обвинения на Нюрнбергском процессе, стал дневник Тани Савичевой.


Наша проектная работа посвящена истории семьи Тани Савичевой и ее дневнику. Дневник ни разу не был издан, но девять страшных записей о гибели большой и дружной семьи заставляют задуматься о том, что война никогда не должна повториться. Мы выполнили полотно батика с помощью подручных средств и рассказали в нем историю семьи Тани Савичевой. Полотно включает в себя 5 основных элементов:

- заголовок
- фотография Тани Савичевой
- копии страниц дневника Тани
- узнаваемые схематичные рисунки видов Санкт-Петербурга
- истории членов семьи Савичевых.
Мы, школьники Санкт-Петербурга, чтим память героев, павших на полях войны, тружеников блокадного города и детей, маленьких защитников. Сегодня, в повседневной суете, мы не должны забывать, какой ценой завоевана Победа. Наш проект стал достойным экспонатом нашего школьного музея и используется на классных часах, посвященных блокаде Ленинграда.

Дети блокадного Ленинграда не выросли, не повзрослели, потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила мальчишками и девчонками. Но они живы в нашей памяти, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине...."

Отрывки из работы учеников ГБОУ лицей №329 Невского района Санкт-Петербурга, с полным текстом можно ознакомиться здесь.
«Я поделюсь с тобой кусочком жизни..»: взгляд на военную повседневность
Музей «История школы» ГБОУ школа №331 Невского района Санкт-Петербурга
Индивидуальный взгляд учащихся школы №331 Невского района Санкт-Петербурга на тяжелые будни военных лет истории нашей страны и Ленинграда. Болезненно отзывается абсолютно каждый мотив - от заклеенного крест-на-крест окна на фоне натюрморта до крошечного кусочка хлеба, который и в прямом, и в переносном смысле приравнивался к способу выживания.
Лашина Мария «В небе над Ладогой», акварель
7 "Б" класс, ГБОУ школа №331 Невского Района Санкт-Петербурга; руководители Белякова Ирина Николаевна, Богатырёва Ирина Валентиновна
Сакулина Виктория «Блокадное детство», гуашь
7 "Б" класс, ГБОУ школа №331 Невского Района Санкт-Петербурга; руководители Белякова Ирина Николаевна, Богатырёва Ирина Валентиновна
Верейская Полина, «Блокадный натюрморт», акварель
7 "А" класс, ГБОУ школа №331 Невского Района Санкт-Петербурга; руководители Белякова Ирина Николаевна, Богатырёва Ирина Валентиновна
Иванов Иван «Записки памяти моей», гуашь
11 класс, ГБОУ школа №331 Невского Района Санкт-Петербурга; руководители Белякова Ирина Николаевна, Богатырёва Ирина Валентиновна
Петрова Виктория, «Я поделюсь с тобой кусочком жизни», гуашь
7 "Э" класс, ГБОУ школа №331 Невского Района Санкт-Петербурга; руководители Белякова Ирина Николаевна, Богатырёва Ирина Валентиновна

»
Контакты
Объединённое музейно-образовательное пространство
Невского района Санкт-Петербурга
Ирина Васильевна Гороховец - заведующий отделом краеведения, методист

Алексей Николаевич Лончинский - методист
Ксения Сергеевна Ефимова - методист, разработка сайта


+7 (812) 446-14-08 | kraevedpddt@yandex.ru

»